АТ
Ассоциативный Тезаурус
ДВ
динамическая визуализация
ДТЗ
динамическая теория значения
КАТ РЯ
Компьютерный Ассоциативный Тезаурус русского языка
КС
когнитивный стиль
ПЛ
психолингвистика
РАС
Русский ассоциативный словарь
амодальность
Отсутствие принадлежности отражаемого раздражителя к определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Омоним термина модальность.
антагонизм
(от греческого antagonisma - спор, борьба) противоречие,характеризующаяся острой, непримиримой враждой, борьбой противоположных сил, тенденций. Раскрывается в логике "или-или": "все или ничего".
антиципация
Понятие, означающее представление о предмете, явлении, результате действия и т.п., возникающее еще до того, как они будут реально восприняты или осуществлены. Внутренне А. выражается в способности человека предвидеть будущие, предстоящие события. Анатомо-физиологической основой А. является механизм акцептора действия, описанный известным российским физиологом П.К.Анохиным. В психологии мышления А. обозначает представление в сознании человека в схематической форме ответа на какую-либо проблему еще до того, как она будет реально решена.
антропное
(греч. anthropos — человек) человеческое, ориентированное на человека
архетип
(греч. arche — начало и typos — образ; первообраз, проформа) — понятие, восходящее к традиции платонизма и играющее главную роль в "аналитической психологии", разработанной Юнгом. Под слоем "личностного бессознательного", составлявшего основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает "коллективное бессознательное", трактуемое как общечеловеческое основание ("грибница") душевной жизни индивидов, наследуемое, а не формирующееся на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют "комплексы" (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности), то структурообразующими элементами коллективного бессознательного являются "А." — универсальные модели бессознательной психической активности, спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. А. сравнимы с кантовскими "априорными формами" познания, однако лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно А. не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело — архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы есть единство прозрачного сознанию образа и стоящего за ним сокровенного и неэксплицируемого смысла, уводящего в бессознательные глубины психики.
аутизм
(от греч. autos - сам), патологическое состояние психики, проявляющееся в нарушении контактов с людьми, в уходе от реальности в мир внутренних переживаний, где мышление теряет непосредственную связь с внешними обстоятельствами, не организуется произвольно, а определяется субъективными аффективными тенденциями (т.н. аутистическое мышление). В менее выраженной форме аутизм может проявляться в норме как индивидуальные особенности личности (аутистические черты).Термин аутизм введён в 1912 швейцарским психиатром Э. Блейлером. Детский аутизм как клинический синдром впервые выделен Л. Каннером в 1943.
аффект, аффективность
Аффекты (от лат. affectus – душевное волнение, страсть) — сильные эмоциональные переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффекты приводят к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.
вербальный
(латин. verbalis) Словесный.
вокализация
(от латин. vocalis - голосовой). 1) Переход согласного звука в гласный (лингв.). 2) Упражнения в пении по нотам без текста, для обработки и развития голоса (муз.).
генеративность
интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 лет и положительно переживающего свойственный этому возрасту кризис.
гештальты
комплексные, целостные функциональные структуры, упорядочивающие многообразие отдельных явлений в сознании. Гештальт как вид концепта (термин Х.Эренфельса, австрийского искусствоведа конца XIX века) представляет собой закрепленный словом целостный образ, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления.
гипотеза
(основание, предположение) - в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения(экстраполяции)субъективно недостающей информации, без которой результат решения не может быть получен. Г. могут относится к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа ("идеи") решения.Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.
гносеология, гносеологический
(греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции "субъект - объект". Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.
денотат
(лат. de-notation - обозначение) - множество предметов, обозначаемых данным именем. Термин введен А. Черчем: "Денотат есть функция смысла имени.., т.е. если дан смысл, то этим определяется существование и единственность денотата". Не всякому Д. можно поставить в соответствие объект внеязыковой реальности. Среди эмпирических объектов внешнего мира отсутствуют Д. выражений типа "круглый квадрат", "женатый холостяк", "несжимаемая жидкость" и др. Количество репрезентируемых именем объектов находится в зависимости от смысла имени - от одного до бесконечности ("первый космонавт", "космонавт", "число 7", "целое число", и др.). В зависимости от количества десигнатов имена делятся на: 1) нулевые - не имеющие ни одного Д. ("чемпион мира по шахматам 1814 г.", "Король Республики Беларусь" и др.); 2) единичные - имеющие один Д. (Ньютон, "создатель периодической системы химических элементов" и др.); 3) общие - имеющие более одного десигната ("студент", "доцент") и др.
дефиниция
научное описание значения слова как единицы лексико-семантической системы языка
дискурс
(франц. discour - речь) - в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвистических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т.е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Традиционно Д. имел значение упорядоченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин получил широкое распространение в гуманитаристике и приобрел новые оттенки значения. Частое отождествление текста и Д. связано, во-первых, с отсутствием в некоторых европейских языках термина, эквивалентного фр. - англ, discours (e), а во-вторых, с тем, что ранее в объем понятия Д. включалась лишь языковая практика. По мере становления дискурсного анализа как специальной области исследований, выяснилось, что значение Д. не ограничивается письменной и устной речью, но обозначает, кроме того, и внеязыковые семиотические процессы.
императивный
требующий безусловного подчинения, исполнения.
имплицитный, имплицитность
(английское implicit), подразумеваемый, невыраженный.
инвариант
(от латинского invarians - неизменяющийся), величина, остающаяся неизменяемой при тех или иных преобразованиях. Например, инвариант движения (то есть преобразования, при котором сохраняются расстояния между точками) - площадь какой-либо фигуры, угол между двумя прямыми.
индивид
(от лат. individuum - неделимое) - 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина связаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности.
инсайт
от insight — постижение, озарение
интенциональность, интенция
(от латинского intentio - стремление), намерение, цель, направление или направленность сознания, воли, чувства на какой-либо предмет.
каузация
процесс, в котором лидер, руководитель оказывает некоторое влияние на поведение и отношение подчиненных, в то время как подчиненные оказывают одновременное влияние на поведение и отношение лидера
кластер
в данной придметной области этот термин используется как синоним слову “группа”
когнитивность
термин, характеризующий приобретение знаний посредством каких-либо умственных процессов, например концептуализации, перцепции, суждения или воображения. Когнитивность традиционно противопоставляется волевым усилиям и эмоциям.
когнитивный стиль
индивидуальный стиль познавательной деятельности человека. Наиболее часто в дифференциальной психологии можно встретить такие параметры КС: "аналитичность синтетичность", "гибкость - ригидность", "рефлексивность - импульсивность", "эмоциональность - рациональность" и т.п. Многие параметры КС зависят от того, в какой соотношении в психической деятельности и регуляции поведения человека находятся две его психические подсистемы: сфера собственно познавательных процессов (интеллекта) и сфера эмоциональных процессов и состояний (аффекта). При доминировании аффекта над интеллектом, как правило, наблюдается синтетический, ригидный, импульсивный и эмоциональный КС. При доминировании интеллекта над аффектом КС обычно приобретает противоположные свойства: аналитичность, гибкость, рефлексивность, рациональность. Считается, что КС связан с психофизиологической конституцией, но не предопределен ею. С возрастом и с повышением образовательного уровня и профессионального опыта КС у одного и того же человека меняется. Как правило, в той области, где человек является более компетентным (в области его профессиональной деятельности) в большей степени проявляется рациональный КС.
комплиментарность
взаимная симпатия (антипатия) индивидов, определяющая деление на «своих» и «чужих».
конвенция, конвенциональность
соглашение; условленность между людьми в употреблении языковых форм
коннотация, коннотативность
(позднелат. connotatio, от лат. con - вместе и noto - отмечаю, обозначаю) - логико-философский термин, выражающий отношение между смыслом (коннотат) и именем или комплексом имен. Коннотат характеризует денотат, т.е. предметное значение, устанавливаемое в процессе обозначения объекта в имени. К., которая не сопровождается денотацией, устанавливает идеальный объект, который хотя и не имеет преднаходимого в реальности эквивалента, но имя которого не лишено смысла. Например, сложное имя "современный король Франции" обладает смыслом, однако в настоящее время не имеет денотата. Термин "К." употребляется так же в языкознании, но приобретает там иное значение: как дополнительное, сопутствующее значение языковой единицы, служащее для выражения экспрессивно-эмоциональных аспектов высказываний. В семиотике К. - особый непрямой модус значения, уровень "вторичных означаемых", надстраивающийся над прямым денотативным значением слова. Влияние на конституирование побочных смыслов слова оказывают самые разнообразные факторы: жанровые конвенции (так слово "пламя" в качестве литературного клише для выражения любовной страсти косвенным образом содержит в себе значения "язык трагедии", "классическое чувство" и т.д.), стереотипы восприятия (изображение макарон может обозначать не только пищевой продукт, но и нести побочный смысл "итальянскости"), стилистические особенности и т.д. К. стала объектом систематического анализа в "коннотативной семиологии" Л. Ельмсле-ва. Барт, развивая исследования К., указывает на следующие ее характеристики: коннотативные значения способны надстраиваться как над языковыми денотативными значениями, так и над невербальными знаками, над утилитарными назначениями материальных предметов; коннотативные значения латентны, относительны и подвижны. Важнейшей характеристикой коннотативного значения Барт считает его идеологическую нагруженность, его способность в качестве формы идеологического воздействия замещать "основное" значение слова.
концепт
мыслительный образ, называемый той или иной лексической единицейпонятийные категории - смысловые компоненты общего характера, свойственные не отдельным словам и системам их форм, а обширным классам слов, выражаемые в естественном языке разнообразными средствами. Термин “понятийные категории” принадлежит О. Есперсену (1924), используются также термины “когнитивные”, “речемыслительные категории”.
концептуальное поле
набор ситуаций, трактовка которых содержит тесно связанные схемы и понятия
космопсихологос
термином, обозначающий менталитет этнокультурной общности т.е. структуру национального целого. Введён Г.Д. Гачевым
лексема
(от греч . lexis - слово, выражение), единица лексического уровня языка, слово во всей совокупности его лексических значений.
лонгитюдное исследование
исследование, предполагающее последовательную многократную регистрацию (тестирования) определенных показателей через определенные промежутки времени с целью определения динамики изменения и взаимовлияния данных показателей.
менталитет, ментальность
(от позднелат . mentalis - умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
мифологемы
конкретно-образный, символический способ изображения реальности, необходимая и неотъемлемая составляющая компонента мифа.
модальность
(от лат. modus — способ) — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет — в зрении, тон и тембр — в слухе, характер запаха — в обонянии и т. п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства объективной реальности в специфически закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн — как тон и т. д.). Понятие М. наряду с ощущениями относится и ко многим другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных (познавательных) образов любого уровня и сложности.В языках существует грамматическая категория модальности, передающая отношение говорящего (или пишущего) к предмету своего высказывания.
оксюморон, оксиморон
(греч. oxymoron - букв. - остроумно-глупое), стилистическая фигура, сочетание противоположных по значению слов ("живой труп" - Л. Н. Толстой; "жар холодных числ" - А. А. Блок).
омонимия
одно понятие может иметь несколько способов выражения
онтогенез
развитие индивида на протяжении его жизни.
онтология
(греч. ontos - сущее, logos - учение) - учение о бытии: в классической философии - учение о бытии как таковом, выступающее (наряду с гносеологией, антропологией и др.) базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии - интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. Термин "О." был введен Р. Гоклениусом ("Философский лексикон", 1613), и - параллельно - И. Клаубергом, введшем его (в варианте "он-тософия") в качестве эквивалента понятию "метафизика"
перцепция
восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств
полисемия
одно слово может выражать несколько понятий
ретенция
(от лат. retentio - удерживание),1) в биологии - сохранение у взрослых особей признаков строения более древних организмов; термин, близкий по значению термину атавизм.2) В медицине Р. зуба - его задержка в челюсти; выявляется на рентгенограмме.
реципрокность
взаимность, сотрудничество между отдаленными родственниками или индивидами, не связанными отношениями родства, способствует выживанию общности этих людей.
ригидность
(от лат. rigidus – жесткий, твердый) — неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную ригидность.Когнитивная ригидность — неготовность к построению новой концептуальной картины окружающего мира при получении дополнительной информации, которая противоречит старой картине мира.Аффективная ригидность — неготовность к изменениям в связывании тех или иных событий с определенными аффективными реакциями. Проявляется в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константность эмоциональной оценки тех или иных событий, также в образовании сверхценных идей.Мотивационная ригидность — неготовность к отказу от уже сформированных потребностей и от привычных способов их удовлетворения или к принятию новых мотивов. Может находить проявление в образовании сверхценных идей.
семантика
(от греч. semantikos - обозначающий) 1) Значение (слова, оборота речи и т. п.) 2) Отдел лингвистики - учение о значениях слов.
семасиология, семасиологический
(от греч. semasion - знак и logos- учение) тоже что и семантика
семиозис
(греч. sema - знак) - термин, принятый в семиотике; обозначает "процесс интерпретации знака", или процесс порождения значения. Термином пользовались древнегреческие физиологи, в частности, Гален из Пергама (139-199) для постановки диагноза: С. означал интерпретацию симптомов. Древние греки включали в понятие С. 1) то, что выступает как знак; 2) то, на что указывает знак или к чему он отсылает (десигнат); 3) воздействие, в силу которого данный предмет оказывается для интерпретатора знаком (интерпретанта).Часто используется как синоним понятия “коммуникация (-и)”, однако является более общим, фундаментальным понятием. 
синкретизм
(от греч. syn – с, вместе и лат. cresco – расту, увеличиваюсь) — особенность мышления и восприятия, характеризующаяся тенденцией связывать между собой разнородные явления, встречающаяся у детей раннего и дошкольного возрастов. По мнению Л.С. Выготского, синкретизм обусловлен стремлением ребенка принимать связь впечатлений за связь вещей. При этом синкретические обобщения выступает первой стадией в развитии значения слова, для которой характерен диффузный, ненаправленный перенос значения слова на ряд связанных в перцептивном плане, но внутренне не родственных друг с другом объектов.
синтаксис
от греч. syntaxis - построение, порядок. 1) способы соединения слов (и их форм) в словосочетания и предложения, соединение предложений в сложные предложения; типы, значения и т. п. словосочетаний и предложений. 2) Раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.
скрытые категории
семантические и синтаксические признаки слов или словосочетаний, не находящие явного (эксплицитного) выражения, но существенные для построения и понимания высказывания. Термин “скрытые категории” был предложен Б. Уорфом.
стратификация общества
социологическое понятие, обозначающее: структуру общества и отдельных его слоев; систему признаков социальной дифференциации; отрасль социологии. В теориях социальной стратификации на основе таких признаков как образование, бытовые условия, занятие, доходы, психология, религия и т. п., общество делится на "высшие", "средние" и "низшие" классы и страты. Некоторые концепции социальной стратификации различных типов опираются на марксистскую теорию общественных классов.
тезаурус
(от греч. thesauros - сокровище) 1) словарь, в котором максимально полно представлены слова языка с примерами их употребления в тексте (в полном объеме осуществим лишь для мертвых языков) 2) Словарь, в котором слова, относящиеся к каким-либо области знания, расположены по тематическому принципу и показаны семантические отношения (родо-видовые, синонимические и др.) между лексическими единицами. В информационно-поисковых тезаурусах лексические единицы текста заменяются дескрипторами.
тенденция
(от ср.-век. лат. tendentia - направленность) 1) направление развития какого-либо явления, мысли, идеи... 2) В искусстве - а) составная часть художественной идеи: идейно-эмоциональная направленность произведения, авторское осмысление и оценка конфликта и характеров, выраженные через систему образов; б) более узко - открыто, внеобразно выразившееся в художественном произведении социальное, политическое или нравственное пристрастие художника
теплород
по распространенным в 18 нач. 19 вв. воззрениям, невесомая материя, присутствующая в каждом теле и являющаяся причиной тепловых явлений. Ошибочность теории теплорода была доказана всей совокупностью данных молекулярной физики в середине 19 в.
толерантность
(от лат. tolerantia - терпение)1) Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению 2) иммунологическое состояние организма, при котором он неспособен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена при сохранении иммунной реактивности к другим антигенам. Проблема толерантности имеет значение при пересадке органов и тканей
феномен
(греч. phainomenon, букв. являющееся) О человеке или явлении: нечто исключительное, выдающееся, небывалое.В некоторых идеалистических философских системах - внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности.
филогенетический, филогенез, филогения
(от греч. phyle - племя и genesis - происхождение) (биол.). Процесс развития органического мира в целом или отдельных его групп. Филогенез растений. Филогения – Наука, изучающая закономерность развития животного и растительного мира.
флогистон
(от греч. phlogistos — воспламеняемый, горючий) - по представлению химиков кон. 17-18 вв., «начало горючести», гипотетическая составная часть веществ, которую они якобы теряют при горении и обжиге. Гипотеза флогистона опровергнута трудами А. Лавуазье.
халуй
бран. холуй, слуга, лакей, холоп, подлый родом и приемами [Даль 1956: 541]. О том, кто прислуживается к кому-, чему-либо, угодничает перед кем-, чем-либо. Эти слова содержат резко отрицательную оценку, которая особенно сильна в словах лакей и холуй. [Словарь синонимов... 1971: 265].
эвристика, эвристический
1. Совокупность исследовательских методов, способствующих обнаружению ранее неизвестного. 2. Основанный на беседах, диалогах метод обучения, стимулирующий у учеников развитие активного поиска решений.
эгоцентризм
(от латинского ego - я и центр), отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своем индивидуальном "я"; в философии эгоцентрическая позиция ведет к солипсизму, в этике - к эгоизму.
эксплицитный
(от англ. explicit), явно, открыто выраженный.
экстериоризация
(от лат. exterior - внешний), переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свёрнутой формы в форму развёрнутого действия. Противоположность - интериоризация.
эмпирия, эмпирический
1) Человеческий опыт вообще. 2) Восприятие посредством органов чувств. Наблюдение в естественных условиях. Эмпирический эксперимент — основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение.
этимология
(от греческого etymon – истина) истинное значение слова.1) происхождение слова или морфемы. 2) Раздел языкознания, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения, изучением источников и процесса формирования словарного состава языка.
этнос, этническая общность
исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин "Э." близок понятию "народ" в этнографическом смысле. Этническая принадлежность складывается у ребёнка в течение 3- 5 лет после рождения на базе общения. То, что для него было близким, знакомым и приятным в первые годы его жизни, - это и определяет его этническую принадлежность. Э. отражает персональное отношение человека к миру, который получил определённое воспитание и вошёл в конкретную социальную и языковую среду. Результаты жизни каждого поколения остаются в языке. Овладевая родным языком, каждое новое поколение присваивает в то же время мысли и чувства всех предшествовавших ему поколений. Ребёнок усваивает бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, художественных образов, логику и философию языка, природу, характеры людей, верования, поэзию, логические понятия и философские воззрения. Место обитания, в котором Э. помещается, является частью этнической системы. Явление, когда человек не может жить в чужом месте, называется ностальгией.