Дорогие коллеги!
Приглашаем вас на семинар «Мировые поэтические практики» при Центре лингвистических исследований мировой поэзии (Институт языкознания РАН), который состоится 28 февраля в 16.00.
С докладом «Метрическая (или музыкальная?) структура полинезийских песен» выступит Евгения Коровина, младший научный сотрудник сектора анатолийских и кельтских языков.
Аннотация доклада
Стихи, то есть нечто, определенным образом записанное и исполняемое без музыки, как представляется, сравнительно позднее явление. Так, очевидно, что объект, описываемый классическим определением М.Л. Гаспарова "стих — это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется “стихом” и на письме обычно выделяется в отдельную строку", не мог возникнуть ранее, чем люди изобрели способ передавать речь на письме. Иначе говоря, такого рода объект немыслим в культурах бесписьменных. В то же время песенная культура существует, как представляется, если не у всех народов, то у подавляющего большинства. Поэтому кажется интересным посмотреть на один из примеров подобной традиции с точки зрения формального стиховедения.
В этом смысле полинезийские песни представляются крайне интересными - это довольно неплохо описанная неевразийская традиция, с большим количеством региональных вариантов. А.В. Козьминым была собрана внушительная коллекция произведений подобного рода. Однако, как кажется, их формальная структура исследована недостаточно. Причина этого заключается отчасти в недостаточно точной фиксации, так как для большей части песен известны только сами тексты, но отсутствует их нотная запись, что оставляет возможность только для стиховедческого, а не музыковедческого анализа. В докладе предполагается, во-первых, короткое введение в основные жанры традиционных полинезийских песен, а, во-вторых, оценка потенциальной возможности формального метрического анализа анализа такого материала без или с минимальным учетов их музыкальной структуры, в частности, возможности уточнения деления на строки в существующих публикациях. Как кажется, подобная работа полезна в типологический перспективе для исследования собственно стиховых традиций с неустоявшимся или не зафиксированным делением на строки.